Кто является носителем актуальных знаний вкомпании? Корпоративный тренер или сотрудник, работающий «на передовой» и ежедневно решающий массу практических задач? На этот вопрос вы вряд ли дадите однозначный ответ. Информация, подобно воздуху, распространяется во всехнаправлениях. Она поступает от руководства подчиненным в виде должностных инструкций, приказов и тренингов, от «рядовых» сотрудников жизненно важная информация течет вверх по иерархической структуре в форме разнообразных отчетов, оценок и планов, и, конечно же, ваши сотрудники обмениваются знаниями в неформальной форме, непосредственно контактируя друг с другом.
В дистанционном обучении мы привыкли использовать одностороннее «вещание» знаний сверху вниз. Текущие методики дистанционного обучения в основной своей массе отражают практику трансформации классических (в понимании class - room ) тренингов в дистанционную форму самообучения. Мы создаем качественные и дорогостоящие тренинги и при этом зачастую забываем, что более 70% производственных знаний и навыков наш сотрудник получает внеформальной форме ( Kim , K ., Collins Hagedorn , M ., Williamson , J ., and Chapman , C . (2004).
Можно ли «заставить» неформальные знания работать на благо компании? Как организовать циркуляцию информации такимобразом, чтобы избежать ее недостатка в одном месте и избытка в другом? Как помочь сотруднику получить нужную информацию в нужный момент времени?
Исходя из того, что в процессе обмена информацией все большую роль играет Интернет и другие средства телекоммуникаций, рассмотрим наиболее распространенные электронные каналы передачи знаний:
Канал передачи знаний | Получаем информацию | Генерируем информацию |
Поисковые серверы Интернет | + | - |
Профессиональные социальные сети | + | + |
Тематические блоги | + | + |
Форумы | + | + |
Вебинары | + | - |
Чаты | + | + |
Электронная почта | + | + |
Обмен мгновенными сообщениями | + | + |
Он-лайн энциклопедии/ Wiki | + | + |
Он-лайн словари | + | - |
Электронные книги, курсы | + | - |
В электронном обучении все чаще используются такие каналы обмена информацией, как форумы, вебинары, чаты, электронная почта. Умеем ли мы эффективно использовать их при планировании и разработке дистанционных программ обучения?
В электронном обучении, как и вклассическом широко, распространено такое понятие, как «слушатель», которое четко отражает ранние концепции дистанционного обучения. Слушатель – это некто пассивно принимающий знания, слабо влияющий или совсем не влияющий на процессы генерации новых знаний.
Новые тренды Интернет, такие как Web 2.0, направленные на социализацию и «коллективныйразум» предлагают по новому посмотреть на роль обучаемого в системе дистанционного обучения и перевести его из роли «слушателя» в роль «автора» и генератора новых знаний. В этом вопросе ключевую роль играют сообщества пользователей, в которых каждый участник одновременно является как генератором, так и приемником знаний. Ели есть опыт, которым я могу поделиться, я им делюсь, если мне нужна консультация, нахожу ее у членов сообщества.
В этом плане родилось несколько идей, которые, я надеюсь, помогут по-другому посмотреть на вопрос организациипрограмм дистанционного обучения:
- Рассматривать учебный материалдистанционных программ обучения, как информационный ресурс, который наполняется с нескольких сторон, как минимум, со стороны «корпоративного университета» и сообщества пользователей;
- Материал учебных программ разделить на «статический» (редко изменяемый) и «динамический», требующий постоянного обновления и активного участия сообщества в процессе его появления. Примером статического материала может служить описание любого физического или экономического закона, а примером динамического – практика применения этих законов;
- Определить правила перехода «динамического» материала в «статический». Т.е. определить условия, при которых накопленный опыт преобразуется в правило или закон;
- Связать «статический» и «динамический» материал. Предоставить возможность генерации «динамического» материала всеми членами сообщества.
- По возможности расширять сообщества, не замыкаясь рамками компании. Участвовать в генерации отраслевых и межотраслевых знаний.
- Анализировать информационные потоки, модерировать их и делать новые знания мгновенно доступными членам сообщества.
- Подбирать наиболее эффективные каналы для обмена знаниями, способствовать их генерации активными участниками сообщества.
Как считаете, есть ли смысл «копать» в данном направлении? Жду ваших комментариев и соображений по этому вопросу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий